В штате компаний кадровые изменения происходят регулярно. Одни сотрудники увольняются, другие приходят на вакантные места. Но новому специалисту часто сложно приспособиться к уже сформированному коллективу, привыкнуть к новым требованиям. По этой причине на рабочих местах начинают возникать конфликты, продуктивность новых сотрудников оказывается ниже, чем хотелось бы. Повысить качество труда и создать комфортные условия для каждого сотрудника помогает адаптация персонала в организации. Рассмотрим особенности процесса, перечень внедряемых мероприятий.

Суть адаптации

Адаптацией персонала называют процедуру ознакомления сотрудников в компании с правилами, условиями работы в организации, предоставления поддержки при интеграции работников в новый коллектив. Адаптация нужна недавно нанятым сотрудникам и тем специалистам, которые были повышены в должности, продвинулись по карьерной лестнице и испытывают соответствующий дискомфорт при освоении на новом месте.

Основные цели адаптивных мероприятий:

  • Уменьшение издержек, которые нужны сотрудникам для введения в курс дела. Работник быстрее понимает, что и как должен делать, разбирается с текущими задачами, их нюансами, получает наставления и инструменты для эффективного ведения деятельности.
  • Снижение уровня неопределенности среди новичков. Сотрудники, которые только заступили на новую должность, могут теряться в коллективе, не понимать, к кому обращаться за помощью в случае необходимости, как себя вести в сложных ситуациях. Корпоративная адаптация поможет быстро разобраться.
  • Экономия времени сотрудников – как новых, так и старых, которые курируют их. У новичков всегда много вопросов и непонятных моментов. Если они постоянно будут обращаться к другим сотрудникам, это отвлекает. Адаптация закроет основную часть вопросов и сэкономит время.
  • Снижение рисков увольнения. Новички могут ощущать себя ненужными, невостребованными на рабочих местах, разочаровываются, сомневаются в своих силах и увольняются. Для работодателя это не нужная текучка – и снизить ее способна грамотная адаптация.

А еще грамотное проведение адаптации формирует у специалистов положительное отношение к осуществляемой деятельности, создает мотивацию для качественной, эффективной работы.

Порядок реализации

Выделяется четыре этапа адаптации сотрудников:

  • Оценка профессионального уровня, степени подготовленности. Она осуществляется сразу после трудоустройства специалиста. Выясните, приходилось раньше определенному сотруднику работать в подобных условиях или нет. Обратите внимание: оценка подготовленности с профессиональным опытом никак не связана.
  • Ориентация. Нужна, чтобы сотрудник понял порядок действий, разобрался со структурными особенностями организации, корпоративными ценностями, традициями. Знакомство может происходить в неформальной или официальной обстановке.
  • Действенная ориентация. Это уже практическая часть программы по адаптации. Знания, полученные работником не предыдущем этапе, нужно отработать на практике и предоставить помощь. Убедитесь, что специалист все внимательно изучил, принял правила компании, разобрался с ними, нормально освоился в коллективе.
  • Функциональный этап. Финальная адаптация специалиста, она предполагает его полное погружение в рабочие обязанности.

Дополнительные шаги обычно не нужны. В компании желательно создавать отдел, который будет заниматься вопросами адаптации. Вложения в его организацию и обеспечение работы всегда оправданы.

Инструменты для адаптации

Адаптация персонала может быть первичной и вторичной. В первом случае речь о новых сотрудниках, во втором о старых, которые сменили должность. План действий в каждом случае составляется индивидуально. Чем более гибко вы реагируете на изменяющиеся условия, тем лучше будут результаты.

Правильно подобранные методы адаптации персонала в организации помогут конкретному сотруднику вести деятельность с максимальным уровнем производительности. Это способствует росту заработной платы, получению бонусов, премий, других вознаграждений. Поскольку у специалиста повышается уровень благосостояния, возникает желание работать с высокой самоотдачей. Но учтите, что деньги – не единственный мотиватор, их следует применять в составе комплексных программ. Плюсом будет совпадение индивидуальных ценностей сотрудников с корпоративными.

Контакт в коллективе

Между новым сотрудником и его руководителем нужно установить контакт. Специалист отдела по вопросам адаптации отслеживает, насколько успешно сотрудник и руководитель взаимодействуют друг с другом. По результатам осуществляются доработки, корректируется план действий.

Тренинги

Максимальная продуктивность достигается только в том случае, если специалист досконально разбирается в текущих задачах, учитывает правила их решения. Для ускорения процесса подходят тренинги. Они покажут, расскажут, что и как, ускорят интеграцию.

Повышение сложности задач

Наращивание сложности должно быть постепенным. Начинать рекомендуется с малого – простых заданий и контроля за их выполнением. Постепенно сложность можно будет увеличивать.

Поручения

Новичкам можно и нужно доверять общественные поручения. Это ускорит знакомство с коллективом и повысит значимость специалиста в его собственных глазах.

Тимбилдинг

Этот инструмент полезен для всех сотрудников. Планируйте выезды на природу, корпоративные мероприятия – вложения в подобные активности всегда окупаются. Хорошо работает и корпоративный PR.

Адаптация новичков на рабочих местах – это очень важно. Сделанные в ее организацию, проведение вложения всегда окупаются. Надеемся, данный обзор был для вас полезным.