Подбор персонала не должен быть случайным, хаотичным – так вы не превратите процесс в систему и не добьетесь максимальных результатов. Хотите знать больше об искусстве подбора персонала, секретах оценки человека на первой встрече? Тогда приглашаем к прочтению обзора. Только реальные, действенные рекомендации.
Особенности найма
Компании желательно разработать стратегический план найма сотрудников на год и дальше. В таком случае рекрутерам будет проще понимать текущие цели, задачи и достигать их.
В маленьких организациях сложной системы обычно нет, а подбор осуществляется ситуативно. Он направлен на закрытие текущих потребностей – например, кто-то уволился, ушел в декрет, и место стало вакантным.
Для оценки потребности в персонале применяются разные способы. Все зависит от плана, скорости развития компании, состояния рынка в конкретном регионе, эффективности сотрудников и прочих факторов. С учетом текущих задач предприятие может привлекать новых специалистов или, напротив, сокращать штат. Главное – реально оценивать и понимать потребность в подборе персонала. Это позволит составить план по закрытию вакансий, расставить приоритеты, сократить сроки поиска кандидатов, впоследствии – выстраивать грамотную кадровую мотивацию.
Методики поиска
Есть несколько способов, как можно проводить подбор персонала. Это:
- Массовый найм. Подходит для поиска сотрудников на позиции, не требующие сложной подготовки. Это могут быть водители, продавцы, разнорабочие. Для позиций характерна текучка (до 100% в год), поэтому компания ведет поиск людей непрерывно. Также кандидаты могут быть не организованными, недостаточно мотивированными. Успех поиска зависит от ответственных лиц.
- Executive search. Это найм специалистов руководящего звена. Может включать хедхантинг – то есть переманивание сотрудников из других компаний. Для найма действительно классного специалиста нужны грамотные рекрутеры, которые знают рынок и обладают необходимыми навыками.
- Обычный рекрутинг. Для персонала среднего звена.
- Прелиминаринг. Речь о стажировках и практике.
У вас нет своего рекрутера?
Не проблема – можно обратиться в специализированное агентство или поискать фрилансера. Некоторые работодатели решают действовать самостоятельно и тоже добиваются неплохих результатов.
О составлении перечня обязанностей
Чтобы найти специалиста своей мечты, вы должны понимать, кого именно ищете. Требования к разным должностям можно посмотреть в профессиональных стандартах. Плюс многие компании добавляют свои пункты.
Работодатель может использовать разные методы и средства для оценки персонала – это тесты, собеседования, пр. Обязательно составьте адекватный текст объявления по поиску сотрудника. Он должен быть коротким, четким, понятным одновременно. Укажите информацию о:
- Роде деятельности организации.
- Целях, которые стоят перед новым сотрудником.
- Преимущества места перед предложениями конкурентов.
- Требованиях к соискателю.
Если будете писать объявление сами, посмотрите удачные примеры. Они помогут сориентироваться.
Сколько платить?
Все зависит от должности, политики вашей компании и параметров конкретного специалиста. Зарплата по любой из вакансий может быть средней, низкой и высокой. С предложением ниже рынка будьте готовы долго искать желающих. Другая сторона медали – на собеседование начнут приходить специалисты невысокого уровня квалификации, не замотивированные, требующие обучения с нуля, пр. Зачастую проще взять грамотного «готового» специалиста за стандартную зарплату.
Способы проведения собеседований
Выбирайте любой удобный вариант:
- Групповое интервью.
- Индивидуальное интервью.
- Профессиональное тестирование способностей.
- Комплексная оценка кандидата в ассессмент-центре.
- Стрессовое интервью.
- Кейс-интервью.
- Проективное собеседование.
Многие работодатели не проявляют особой изобретательности, просто останавливаются на собеседовании или тесте. Все на ваше усмотрение.
Человек не подошел – что делать
Обязательно выразите благодарность за отклик. Если человек не понравился в принципе, удалите его из баз, лучше не обещать перезвонить – не все понимающие, могут начать одолевать отдел найма звонками с напоминаниями о себе. Хороший повод завершить беседу – сказать, что нужное число специалистов на вакансию уже набрали.
Всегда есть кандидаты, которых можно взять на заметку. Возможно, вам понадобится кадр с аналогичными компетенциями в будущем – и контакт уже в вашей базе.